Главная » Windows 10 » «Энергосбережение в жкх, проблемы и пути решения. Первоочередные мероприятия по энергосбережению в жкх «Нетрадиционные» способы энергосбережения в ЖКХ

«Энергосбережение в жкх, проблемы и пути решения. Первоочередные мероприятия по энергосбережению в жкх «Нетрадиционные» способы энергосбережения в ЖКХ

Слово «энергоэффективность», которое входит в название вашего совета, долго имело чисто «производственное» значение и применялось в отношении оборудования, транспортных средств и т. д. А в последнее время все чаще употребляется в связи с реформой ЖКХ. Некоторое время тому назад ваш совет был одним из инициаторов проведения российско-германского круглого стола на тему «Финансирование проектов энергоэффективности ЖКХ». Чем объясняется вторжение проблем энергоэффективности в сложный комплекс проблем отечественного жилищно-коммунального хозяйства?

Чтобы ответить на этот вопрос, придется начать издалека. Как известно, быстрый рост и непомерно большие размеры коммунальных платежей превратились в нашей стране в одну из самых острых социальных проблем. В среднем каждая российская семья тратит на оплату услуг жилищно-коммунальной сферы, по оценке председателя Совета Федерации Сергея Миронова, 22 % совокупного дохода. Правда, эта сумма сильно разнится в различных регионах. В Москве, например, она не превышает 10 % – это достигается за счет огромных субсидий, покрываемых из местного бюджета. Удерживать коммунальные платежи в более или менее разумных пределах путем частичного финансирования жилищно-коммунальной сферы пытаются и другие регионы.

Однако такому порядку скоро придет конец. На горизонте маячит повсеместное доведение оплаты коммунальных услуг населением до 100 % (что означает полный отказ от всякого рода доплат за счет бюджета), о чем власти говорят уже не первый год. Сначала это собирались сделать в 2006 году, потом срок перенесли на 2010-й. И некоторым субъектам Федерации, например Татарстану, удалось выйти на этот рубеж. Но удача улыбнулась не всем, и ряду регионов разрешили перейти на стопроцентную оплату услуг ЖКХ только в 2012 году.

Сколько же должна платить за коммунальные услуги средняя российская семья? По мнению того же Сергея Миронова, не более 10 % от совокупного дохода. Самое поразительное, что согласно данным Минэкономразвития РФ фактически доля расходов на коммунальные услуги в расчете на семью в 2009 году не превышала 8 % и даже в 2012 году составит 9,5 %. Конечно, эти цифры – не более чем пресловутая «средняя температура по больнице». И у нас немало регионов, где расходы на услуги ЖКХ достигают 15-20 и даже 25 % семейного бюджета.

Население реагирует на это просто: миллионы граждан недоплачивают за коммунальные услуги, а многие вообще месяцами и даже годами не платят ни копейки, тем более что в законодательстве механизмы погашения задолженности прописаны невнятно. Как сообщил министр регионального развития России Виктор Басаргин, на конец прошлого года население задолжало предприятиям ЖКХ 64,9 млрд рублей, а кредиторская задолженность организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, превышает 79 млрд рублей.

Путь решения проблемы один: разработать и приступить к реализации программы повышения энергоэффективности ЖКХ. Экономический эффект может быть поистине колоссальным, ведь жилищно-коммунальное хозяйство потребляет до 45 % тепловой и 20 % электрической энергии, производимой в стране. Вот почему нужно активнее внедрять такие технологии энергообеспечения зданий и такие конструкции жилых домов, чтобы расходы на их отопление, снабжение водой и электроэнергией сокращались, а вместе с ними уменьшались и платежи за коммунальные услуги.

– По-моему, в этом направлении уже кое-что делается. В непосредственной близости от дома, в котором я живу, несколько пяти- и двенадцатиэтажных зданий «обшили» плитами из теплоизоляционного материала, а потом облицевали нарядным пластиком. Я читал в газетах, что расходы на отопление таких домов резко сократились. Хотя их жильцы говорят, что на оплате услуг ЖКХ это никак не отразилось…

– Должно было отразиться. И если плата за отопление квартиры не уменьшилась, этим надо заняться не обслуживающей дом коммунальной компании, а криминалистам.

Полагаю, что читателям газеты «Торгово-промышленные Ведомости» будет интересно узнать, что большинство новых зданий в Москве и других городах сейчас сооружаются с применением теплосберегающих материалов и потому считаются энергоэффективными. Уже в этом году новые жилые дома должны быть в среднем на 15 % энергоэффекивнее тех, что возводились в 2010 году, в 2015-м – на 30 % и в 2020-м – на 40 %.

– Теперь поговорим о состоявшемся в Совете Федерации российско-германском круглом столе на тему «Финансирование проектов энергоэффективности ЖКХ», одним из организаторов которого вы были. Почему он был российско-германским? Ведь у нас и своих специалистов, работающих над решением проблем энергоэффективности, немало. И кто с российской стороны принимал в нем участие?

– Мы пригласили немецких специалистов, поскольку Германия – один из технологических лидеров в мире в сфере энергоэффективности: у немцев есть чему поучиться. В заседании круглого стола приняли участие члены Совета Федерации и Государственной Думы, ответственные руководители учреждений ЖКХ из более чем тридцати субъектов Федерации, ученые, эксперты, представители российских и германских деловых кругов.

Открыл заседание круглого стола председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Он, в частности, особо отметил высокую эффективность капвложений в жилищно-коммунальное хозяйство. Инвестиции в эту отрасль приносят даже больший экономический эффект, чем вложения в минерально-сырьевой комплекс, поскольку окупаются всего за три-пять лет. Сергей Миронов сообщил, что в России разработаны и приняты специальные программы повышения энергоэффективности, государство выделило на эти цели 17 млрд рублей. Важно, чтобы они были потрачены рационально, потому что, по словам председателя Совета Федерации, «…наше ЖКХ – это огромная «черная дыра», в которую проваливается огромное количество энергоресурсов и финансовых средств».

– Участие немецких специалистов в решении наших проблем энергоэффективности ограничивалось только присутствием на заседании круглого стола или они уже работают на российском рынке?

– Да, работают, и довольно плодотворно. Об этом рассказал глава представительства германской банковской группы KfW («Кредитный институт по восстановлению») в России Даниил Алгульян. КfW за последнее время прокредитовала ряд масштабных проектов в России на общую сумму более 3 млрд евро. Специалисты банковской группы провели в нашей стране более трехсот консультаций – в основном в сфере решения проблем энергоэффективности.

– Какую оценку дали участники круглого стола состоянию российского коммунального хозяйства с позиций энергоэффективности?

– В основном резко критическую. Председатель комитета Государственной Думы по энергетике Иван Грачев сообщил, что износ теплосетей в российских городах превышает 60 % и на их ремонт требуется не менее 500-600 млрд долларов. Наивно полагать, что это можно сделать за счет населения – путем повышения тарифов набрать такую колоссальную сумму невозможно. Значит, государству и дальше придется участвовать в реконструкции и обновлении ЖКХ.

Депутат справедливо указал на то, что закон об энергоэффективности в России несовершенен и, в частности, необоснованно репрессивен. Он, например, предусматривает штрафы с владельцев квартир в случае, если они не установят датчики температур. Но такие датчики дороги, и 60 % граждан не в состоянии их приобрести. Значит, и здесь нужно предусмотреть определенные субсидии малоимущим гражданам на покупку и установку датчиков – без этого не обойтись.

– Из всего, что вы только что рассказали, прямо вытекает, что вопросы энергоэффективности – стержень реформы ЖКХ, и с этим трудно не согласиться. Но что конкретно нужно сделать, чтобы идеи и принципы энергоэффективности «овладели массами» и стали предметом внимания всех организаций, причастных к этой реформе? И что нужно сделать, чтобы энергоэффективности была открыта зеленая улица во всех звеньях государственного управления?

– Без участия государства столь сложные и многогранные проблемы, как повсеместное внедрение принципов энергоэффективности, не решить. Нужно развивать государственные инструменты финансовой поддержки энергоэффективных проектов. Они должны включать субсидирование кредитов на эти цели, софинансирование, разделение рисков компаний с государством и т. д. Кроме того, в сфере ЖКХ должен быть создан более благоприятный инвестиционный климат. Вложения в энергосберегающие технологии, в экономичные системы отопления домов и в здания современных конструкций, обеспечивающих сбережение тепла и электроэнергии, должны стать более выгодными для инвесторов.

– Какой вклад в решение всех этих проблем может и собирается внести Консультативный совет по инновациям, модернизации и энергоэффективности?

– Полагаю, что российско-германский круглый стол, организованный нашим советом, – это первый опыт освоения достижений многих зарубежных стран в сфере энергоэффективности. И в Европе, и в Северной Америке, и в Восточной Азии есть впечатляющие достижения во внедрении принципов энергоэффективности в ЖКХ. Использование этого опыта может быть исключительно полезным для России, и мы постараемся наладить творческое освоение этого опыта. Кроме того, видим свою задачу в содействии привлечению иностранных инвестиций в инновационные объекты нашей страны.

Считаю, что, опираясь на высокий авторитет Совета Федерации среди населения, мы будем способствовать активизации информационной и образовательной деятельности и поддержки населением мер, направленных на повышение энергоэффективности в самых разных сферах. Потому еще раз повторю то, что сказал в самом начале: если мы хотим, чтобы рано или поздно оплата услуг ЖКХ снижалась и становилась более доступной, нужно упорно и целеустремленно заниматься решением вопросов энергоэффективности этой отрасли. Другого пути нет.

В противном случае они просто не смогут выполнить требования закона № 261-ФЗ. Работа по этой проблематике ведется сегодня на всех уровнях государственной власти и управления экономикой, и, очевидно, она займет некоторое время. Однако требований закона «Об энергосбережении» никто не отменял и отведенных на их исполнение сроков тоже. Поэтому на местах предприятия коммунальной отрасли и муниципальные структуры самостоятельно ищут решения существующих проблем, используя имеющиеся в их распоряжении материальные и административные ресурсы.

Именно такую цель преследовала встреча руководителей и специалистов управляющих компаний Восточного административного округа (ВАО) г. Москвы с представителями ресурсоснабжающих, энергосервисных и энергоаудиторских компаний, а также нескольких ведущих банков. Мероприятие, в котором приняли участие около 100 человек, состоялось в рамках прошедшей 18 августа 2010 года в Городском Научно-техническом центре энергосбережения ОАО «Сантехпром» выставки-семинара «Промышленность. Инвестиции. 2010» и было организовано префектурой ВАО г. Москвы и Муниципальным фондом поддержки малого предпринимательства ВАО г. Москвы. «Мы собрали под одной крышей тех, кто непосредственно заинтересован в скорейшей реализации энергосберегающих мероприятий, тех, кто имеет опыт подобной работы, и тех, кто может ответить на актуальные вопросы в части разработки механизмов финансирования энергоэффективных проектов и энергосервисных контрактов, — сказала директор фонда Анжела Раевская , открывая встречу. — С момента принятия закона «Об энергосбережении» прошел почти год, а многие вопросы так и продолжают оставаться без ответов. Однако времени у нас совсем немного. До конца 2012 года на все здания будут выданы энергетические паспорта и определены квоты на потребление коммунальных ресурсов. Но их фактический расход может оказаться значительно выше этих квот, если сейчас не проводить никаких мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности жилого фонда. А за сверхнормативное потребление собственникам придется платить совсем по другим тарифам. Спасибо они за это эксплуатирующим организациям не скажут, и судьба последних будет решена сразу ».

Проблема выбора стратегии

Однако прежде чем приступать к реализации энергоэффективных мероприятий, нужно определиться с их составом и очередностью. Проще говоря, специалистам управляющих компаний необходимо понимать, где энергопотери наиболее высоки, что нужно делать в первую очередь и какие действия дадут наибольший и скорейший экономический эффект. Исчерпывающий ответ на эти вопросы может дать только комплексный энергоаудит, проведение которого, в числе прочего, и предусматривает закон «Об энергосбережении».

И здесь возникает первое препятствие. По состоянию на середину августа 2010 года в государственном реестре было зарегистрировано всего 6 в области энергоаудита, объединяющих немногим более двухсот аудиторских компаний. И это на всю страну, тогда как только Москве, по некоторым оценкам, требуется несколько тысяч энергоаудиторов.

Тем не менее, понять, какие энергосберегающие мероприятия более окупаемы, все же можно. Для этого следует обратиться к данным статистики. Так, по словам Ольги Фоломеевой, заместителя генерального директора ГУП «Московский городской Единый информационно-аналитический центр» (МОСГОРЕИАЦ), на долю теплоснабжения приходится почти половина (42%) суммарного энергопотребления московского ЖКХ. На втором месте находится горячее водоснабжение и на третьем — электроснабжение. Всего же коммунальный сектор потребляет треть всех городских энергоресурсов.

Итак, наиболее актуальны на сегодняшний день мероприятия по модернизации отопительных систем. Подтверждают это и данные других участников встречи. «Как показывает наш опыт, основной потенциал энергосбережения заключен сегодня в системах отопления », — отмечает Семен Гершович , генеральный директор ООО «Аврора Энерго Менеджмент», совместного российско-германского предприятия, специализирующегося на консалтинге и инжиниринге в области энергоэффективности и энергосбережения.

Вниманию участников встречи были представлены и конкретные цифры. «Комплексная модернизация систем теплоснабжения многоквартирных жилых зданий позволяет получить экономию тепла до 35-45% , — объясняет Антон Белов , заместитель начальника теплового отдела компании «Данфосс». — Установка в системе отопления автоматизированного узла управления (АУУ) или индивидуального теплового пункта (ИТП) совместно с балансировкой отопительной системы по стоякам снижает теплопотребление в среднем на 20-25%. А использование радиаторных терморегуляторов в комплексе с индивидуальными счетчиками-распределителями, устанавливаемыми непосредственно на отопительных приборах, усиливает этот эффект еще на 15-20%. Причем некоторым экономным жильцам удается снизить свои затраты на отопление на 50-60% ». Интересно, что представленные данные были получены на реальных заселенных объектах, в числе которых знаменитый «Интеллектуальный дом» в Жулебине и одна из новостроек последних лет в Басманном районе столицы .

Особо специалист отметил важность проведения именно комплексных мероприятий по повышению энергоэффективности отопительных систем, так как только таким образом можно привлечь к энергосбережению самих собственников жилья и мотивировать их к экономии тепла. Примечательно, что в том же ключе высказывались и многие другие участники встречи. «Детальный, в том числе поквартирный учет всех потребляемых энергоресурсов — непременное условие успеха любых энергоэффективных мероприятий, — говорит Анжела Раевская (Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства ВАО г. Москвы). — Ведь основной объем потребления (порядка 70%) приходится на жильцов, а они сегодня никак не участвуют в энергосбережении, не заинтересованы в нем». «Приборы учета должны быть установлены там, где находится конечный потребитель, — добавляет Ольга Фоломеева (МОСГОРЕИАЦ). — Только в этом случае мы будем иметь детальную картину потребления и сможем добиться наибольшего эффекта в его оптимизации ».

Нужно заметить, что сегодня схема начисления коммунальных платежей на основании детального поквартирного учета всех потребляемых ресурсов, в том числе и тепла, уже отрабатывается в Москве. Например, подобная система была реализована по инициативе Департамента капитального ремонта жилищного фонда г. Москвы (ГУ ДКР) и Мосгосэкспертизы в доме № 59 по улице Обручева. Подготовку проекта и выполнение работ взяла на себя компания «Данфосс» совместно с институтом «Мосжилниипроект». Интересен этот опыт тем, что данные с индивидуальных счетчиков-распределителей в данном случае собираются уже централизованно, на компьютер ЕИРЦ. И, как показали итоги отопительного сезона 2009-2010 гг., это дает более 12% экономии тепла.

Финансы решают все

После того, как состав энергоэффективных мероприятий определен, необходимо найти источник их финансирования. Закон № 261-ФЗ предусматривает, что осуществлять реализацию подобных проектов будут специализированные энергосервисные компании (ЭСКО), привлекающие сторонних инвесторов. А возврат вложенных средств предполагается осуществлять за счет полученной экономии. «Конечный потребитель не должен платить ничего сверх тех коммунальных платежей, размер которых фиксируется на момент начала модернизации, — объясняет главный экономист Дирекции по управлению проектами в области энергосбережения и природопользования Сбербанка России Дмитрий Лёушкин . — В этом состоит идеология энергосервисного контракта ».

Однако на практике все оказывается не так просто. Дело в том, что банкам (а именно они в большинстве случаев выступают в качестве сторонних инвесторов) необходимы гарантии возвратности средств. Но поскольку у вновь образованных энергосервисных компаний нет ни материальных активов, ни кредитной истории, таких гарантий они предоставить не могут.

Еще одна проблема связана со сроками реализации энергоэффективных проектов. «На реализацию энергосберегающего проекта нужно не менее 2-3 лет и примерно за такой же срок он окупается, — говорит Семен Гершович («Аврора Энерго Менеджмент»). — Это значит, что ЭСКО должна работать на конкретном объекте в течение по крайней мере 5-7 лет. Однако, в соответствии с существующим антимонопольным законодательством, конкурсы в этой сфере нужно проводить ежегодно. Таким образом, взявшаяся за реализацию проекта ЭСКО рискует оказаться в «подвешенном» состоянии ».

В решении этих проблем велика роль муниципальных структур. Например, администрация ВАО г. Москвы предлагает управляющим компаниям самостоятельно взяться за создание ЭСКО. «В этом случае мы готовы давать собственное поручительство энергосервисным предприятиям, которые будут получать кредиты в банках под энергосберегающие проекты, — говорит Анжела Раевская . — Таким образом, мы можем гарантировать, что все нововведения окупятся и банки получат свои деньги обратно ». По единодушному мнению собравшихся, важность такого решения трудно переоценить. Ведь до сегодняшнего дня многие потенциальные инвесторы просто боялись вкладывать деньги в энергосберегающие мероприятия. Но с таким гарантом, как Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства, вопрос можно считать практически закрытым.

Интересные решения предлагают и некоторые ресурсоснабжающие организации. Так, по словам ведущего специалиста Центра по энергосбережению ОАО «Мосэнергосбыт» Дмитрия Владимирова , «Мосэнергосбыт» уже сегодня готов финансировать реализацию энергоэффективных проектов в системах электроснабжения жилых зданий. «Мы предварительно согласовываем с управляющей компанией перечень необходимых работ (например, замена осветительных приборов, лифтового оборудования, приборов учета электроэнергии и т.д.), затем производим их своими силами, а средства возвращаем за счет полученной в результате экономии электроэнергии, — объясняет специалист. — Возможен и другой вариант. В течение какого-то времени эксплуатирующая организация может не перечислять нам деньги за электричество, аккумулируя их, чтобы потом потратить на реализацию тех или иных предварительно согласованных энергоэффективных мероприятий. Возврат средств также осуществляется за счет полученной экономии электроэнергии ».

Таким образом, несмотря на все существующие сегодня трудности в реализации энергоэффективных проектов, их осуществление все-таки возможно. В том случае, если всем заинтересованным сторонам удается найти общий язык. И определяющую роль в этом многостороннем диалоге играют муниципальные структуры, способные оказать коммунальным предприятиям значимую организационную, а подчас и материальную поддержку.

1 Жулебинский бульвар, 36-2

2 Денисовский переулок, д. 22

Главная > Закон

Приложение Доклад: «Энергосбережение в ЖКХ, проблемы и пути решения» На ЖКХ приходится до 70% потенциала энергосбережения страны. Эта отрасль является основой для обеспечения социального комфорта и обеспечения наиболее базовых потребностей населения. Принятый 23 ноября 2009 г. Закон РФ "Об энергосбережении..." подвел черту под многолетними дискуссиями и убеждениями самих себя в том, что энергосбережением и повышением энергоэффективности заниматься все-таки надо. Отрасль жилищно-коммунальное хозяйство как точка приложения основных усилий напрямую не выделена в законе. Тем не менее, практически все сферы энергосбережения, выделенные Законом, относятся непосредственно к ЖКХ. По другому и быть не может, поскольку ЖКХ напрямую обеспечивает жизнедеятельность жилищной сферы, которая составляет треть национального имущества и обеспечивает деятельность значительной доли остального имущества (промышленных предприятий, сферы услуг, объектов бюджетной сферы Проблема энергосбережения прошла красной линией в докладе Президента РФ Д.А.Медведева Федеральному Собранию. Энергоэффективность систем жизнеобеспечения в ЖКХ является наиболее проблемной. Мы получили системы громоздкие, затратные и не эффективные поэтому работы много по внедрению энергоэффективных систем в отрасли в любом направлении: водоснабжение, водоотведение, выработка тепла, инженерные системы, освещение и т.д. Остановимся на некоторых применяемых в ЖКХ Кировской области: Выработка тепла: Население планеты «Земля» с давних времен использует биомассу и дрова в качестве источника тепла, не является исключением и Кировская область. Использование отходов при заготовке деловой древесины и при ее переработке в качестве топлива у нас в области на начальном уровне. В области построено за последние 5 лет 56 котельных разной мощности работающих на отходах деревообработки (щепа, опил) и на 797 котельных в качестве топлива используют дрова. При использовании дров в качестве топлива применяется в основном ручной труд, он менее поддается механизации. При дефиците мужского населения в области труд на котельных нужно максимально механизировать и автоматизировать, поэтому при модернизации котельных пытаемся максимально механизировать. Себестоимость 1 Гкал на отходах в разы меньше чем на дровах (пример). Для расширения использования отходов деревообработки в области появилось производство пеллет, прессованных брикетов, которые производятся в основном небольшими частными предприятиями и используются для отправки за пределы России, так как их стоимость как топлива в нашей области экономически не эффективна (1 тонна более 3,5тыс рублей) . Для обеспечения более полного использования отходов деревообработки на отопление в жилищно-коммунальном хозяйстве по предложениям муниципальных районов была подготовлена в 2004 году Программа по переводу котельных на местные виды топлива (Киотское соглашение), которая реализована в полном объеме. Все финансирование шло за счет областных субсидий и софинансирования местных бюджетов, квот ни кто не выделял. Муниципальные районы: Арбажский, Афанасьевский, Богородский, Даровской, Кикнурский, Кильмезский, Лебяжский, Нагорский, Опаринский, Тужинский, в которых на отопление социальной сферы и объектов ЖКХ используют только отходы деревообработки и дрова. Построены современные полностью механизированные котельные на отходах деревообработки в г. Слободском, Нагорском, Подосиновском районах, которые показали, что труд оператора котельной может быть престижным, он может работать в белом халате. В настоящее время ведется реконструкция мазутных котельных в г. Котельнич и г. Мураши, на которых основным топливом будут отходы деревообработки, резервным останется мазут. В настоящее время это одно из важных направлений энергосбережения. Системы теплоснабжения: Использование в системах теплоснабжения качественных утеплителей, скорлуп и предизолированных труб позволяет снизить потери в сетях на 20-30%. Применение энергоэффективных насосов, систем частотного регулирования в системах теплоснабжения позволяет экономить до 15% электроэнергии. Внедрение приборного учета в системах теплоснабжения позволит получить ясную картину потерь и наладить правильный учет. Системы водоснабжения и водоотведения: Наиболее затратные системы, которые все используют со времен СССР, но их модернизировать, эффективно использовать руки не доходят, да и удобно за счет населения компенсировать свои убытки. Применение системы автоматики, частотного регулирования позволяет снизить расход воды вдвое. Применение безбашенной системы с регулировочными противодавленческими клапанами позволяет поддерживать в системе водоснабжения постоянное давление и предотвращает гидравлические удары и разрывы труб. Системы освещения: В своем послании Президент РФ обозначил сроки замены ламп накаливания: С 1 января 2011 года к обороту на территории Российской Федерации не допускаются электрические лампы накаливания мощностью сто ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. С 1 января 2011 года не допускается размещение заказов на поставки электрических ламп накаливания для государственных или муниципальных нужд, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. В целях последовательной реализации требований о сокращении оборота электрических ламп накаливания с 1 января 2013 года может быть введен запрет на оборот на территории Российской Федерации электрических ламп накаливания мощностью семьдесят пять ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения, а с 1 января 2014 года - электрических ламп накаливания мощностью двадцать пять ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. (ст. 10, Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 11.11.2009))

«Нетрадиционные» способы энергосбережения в ЖКХ

    использование тепла пластовых вод и геотермальных источников для отопления и ГВС; использование солнечных коллекторов для дополнительного горячего водоснабжения и отопления зданий; создание системы сезонного и суточного аккумулирование тепла; использование пароструйных инжекторов в качестве эффективных теплообменников при утилизации низкопотенциального тепла мятого пара; использование пароструйных инжекторов в замен циркуляционных насосов; использование тепловых насосов для отопления и ГВС с извлечением низкопотенциального тепла из:
      канализационных стоков и сбросов промышленных вод; тепла подвальных помещений зданий; тепла солнечных коллекторов; теплого выхлопа вытяжной вентиляции; обратной сетевой воды системы отопления; воды моря и открытых водоемов.
    применение газогенераторных установок для замещения природного газа и теплоснабжения; использование шахтного метана; производство пелет, торфобрикетов и их использование для газогенерации и отопления; использование систем распределенной энергетики для организации теплоснабжения населенных пунктов; использование мусоросжигающих заводов в системах распределенной энергетики; использование тепла обратной сетевой воды для снегоплавильных установок.
Приведенный перечень составлен по принципу "до объекта". Энергосбережение в административных зданиях, многоквартирных жилых домах, коттеджах относится более к обязанностям собственников. Применительно к учету потребления энергоресурсов в квартирах речь идет о: Установка водомеров в каждую квартиру - в новых домах, как обязательное условие госприемки здания, в старых либо через личную инициативу граждан либо через воздействие на управляющие компании. Установка двухставочных (двухзонных) поквартирных счетчиков электроэнергии - позволяет потребителям получить возможность часть своих энергоемких бытовых процессов перенести на время когда действует пониженный тариф. Например, стирку автоматическими стиральными машинами (автоматические посудомоечные машины) возможно проводить в ночное время, когда тариф на электроэнергию существенно ниже дневного. Как показывает анализ, таким образом, потребители получают возможность снижать свои счета на электроэнергии до 30 %. Введение пиковых тарифов (повышенные тарифы в часы максимума потребления) еще более повысит привлекательность и выгоду потребителей от установки таких счетчиков. Установка газовых счетчиков (там где есть бытовое потребление газа) - в настоящее время бытовое потребление газа в большинстве случаев не учитывается квартирными приборами учета, расчет потребления идет по нормативам. Установка счетчиков потребляемого газа позволит ввести «отрицательную мотивацию» на использование газа как дополнительного средства обогрева помещения или использование его в поквартирных газовых колонках.Наличие поквартирных приборов учета не устраняет необходимости использовать общедомовые приборы управляющими компаниями. Достоинством жилого дома является возможность как общего учета (общедомовой прибор) так и поквартирного учета. Появление управляющих компаний должно сопровождаться переходом на оплату по общедомовым приборам. Это создаст новые экономические стимулы, как управляющей компании, так и у жителей по повышению эффективности конечного энергопотребления. Глава департамента Л.И.Князькин

Л. Р. Ибрашева

ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИИ

Ключевые слова: энергосбережение, жилищно-коммунальное хозяйство, энергосберегающие технологии.

Рассмотрены проблемы энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве России, а также правовые и программные механизмы решения данной проблемы. Дан обзор энергосберегающих технологий, применяемых в жилищно-коммунальном хозяйстве. Представлен опыт внедрения энергосберегающих технологий в г.Казань.

Key words: energy saving, energy effectiveness, housing and communal services, energy saving technology.

The author analyses problems of energy saving in Russian housing and communal services as well as legal and organizational aspects of their solutions. Energy saving technologies and some practice of their usage in the city of Kazan are describe.

Созданная в настоящий момент законодательная база в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности достаточно жёстко регламентирует обязательные действия всех участников процесса энергоснабжения,

направленные на повышение энергетической эффективности на стадиях производства, передачи и потребления энергетических ресурсов.

Общеизвестно, что жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является крупнейшим потребителем энергии в стране, одной из самых затратных отраслей российской экономики, в которой энергоресурсы используются крайне нерационально.

Жилищно-коммунальное хозяйство

является ключевой отраслью для обеспечения комфорта, необходимых условий проживания и удовлетворения потребностей населения городов. Услуги сферы ЖКХ для населения имеют особое значение и являются жизненно необходимыми. Поэтому цель ЖКХ заключается в предоставлении качественных услуг населению, поскольку от качества и стабильности зависит не только комфортность, но и безопасность проживания граждан в своих домах. Следовательно, ЖКХ формирует соответствующее качество жизни населения, культуру быта и образ жизни, во многом определяет социально-экономический потенциал территорий, их инвестиционную привлекательность. Однако состояние основных фондов жилищнокоммунального хозяйства характеризуется значительным уровнем износа и низкой энергоэффективностью. Очевидно, что такое кризисное состояние ЖКХ, как отрасли сферы услуг обусловлено совокупностью причин: слабой

технической базой отрасли; недостатком мощностей; отсутствием необходимых средств на развитие и текущее содержание, низким уровнем предоставления услуг населению, чрезмерной бюджетной нагрузкой, искусственным

монополизмом, отсутствием конкуренции и др. Все это определяется неэффективной социально ориентированной экономикой, слабым механизмом

установления тарифов, сбора оплаты за коммунальные услуги и контроля над

использованием ресурсов на развитие ЖКХ.

Следовательно, такое положение дел в отрасли показывает, что возможности предприятий ЖКХ для значительных преобразований и модернизации пока ограничены. А это значит, что сфера ЖКХ практически невосприимчива к энергосбережению. Как отмечает Коваль С.П., в настоящее время в России более 80% стоимости услуг ЖКХ - это поставка электрической энергии, тепла, газа, горячей и холодной воды. Остальное - управление недвижимостью, вывоз и захоронение отходов,

энергоемкость предоставления коммунальных услуг в 4 и более раз превосходит аналогичные средние показатели стран со сходным климатом .

Применительно к сфере ЖКХ можно

выделить два основных направления энергосбережения:

1) Совершенствование коммунальной

инфраструктуры, энергетических установок поставщиков и потребителей, что предполагает, в первую очередь, совершенствование их

конструкций, путем внедрения инновационных и качественных энергосберегающих технологий.

2) Энергосбережение в зданиях и сооружениях, улучшение их конструкций. Большая часть этих мер актуальна в части тепловой энергии, а также в экономии электроэнергии, используемой для термических целей и на освещение (не только более эффективные лампочки, но и определенные требования к помещению, например, вплоть до использования светлой или светоотражающей окраски) .

Естественно, что проблемы ЖКХ, в частности, высоких энергопотерь в данной сфере, не является для России только что возникшей. Основы формирования качественно нового подхода к энергоресурсосбережению в нашей стране были

заложены в Федеральном законе Российской

Федерации от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - закон) и соответствующих программах.

В соответствии с законом энергосбережение предполагает уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении

соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг) посредством реализации организационных,

правовых, технических, технологических,

экономических и иных мер .

Управленческим инструментом для реализации на практике принципов энергосбережения и повышения энергетической эффективности являются соответствующие целевые федеральные, региональные и муниципальные программы. На заседании Правительства Российской Федерации 21 октября 2010 г. была представлена к рассмотрению Государственная программа энергосбережения повышения энергетической эффективности в Российской Федерации на период до 2020 года (далее -программа). Представленная Программа нацелена на выполнение указа Президента Российской Федерации «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», установившего цель -снижение к 2020 году энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации не менее чем на 40% по сравнению с 2007 годом. За счёт мер Программы предполагается обеспечить снижение энергоёмкости ВВП к 2020 году не менее чем на 13,5%, порядка 26,5% снижения энергоемкости ВВП к 2020 году планируется обеспечить за счет изменения структуры ВВП и естественных факторов технического прогресса, что в совокупности обеспечит выполнение поручения Президента Российской Федерации .

Программа включает в себя ряд подпрограмм, затрагивающих различные секторы экономики, в том числе и ЖКХ:

эффективности в электроэнергетике;

Подпрограмма повышения энергетической

эффективности в теплоснабжении и системах коммунальной инфраструктуры;

Подпрограмма повышения энергетической

эффективности в жилищном секторе.

Региональным и муниципальным органам власти также рекомендовано разработать и

утвердить программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в соответствии с утвержденными Правительством РФ требованиями. При этом значения целевых

показателей программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

должны отражать:

1) повышение эффективности использования энергетических ресурсов в жилищном фонде;

2) повышение эффективности использования энергетических ресурсов в системах коммунальной инфраструктуры;

3) сокращение потерь энергетических ресурсов при их передаче, в том числе в системах коммунальной инфраструктуры;

4) повышение уровня оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;

5) увеличение количества случаев использования объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, объектов, относящихся к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, и (или) объектов, использующих в качестве источников энергии вторичные энергетические ресурсы и (или) возобновляемые источники энергии;

6) увеличение количества высокоэкономичных в части использования моторного топлива транспортных средств, транспортных средств, относящихся к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, а также увеличение количества транспортных средств, в отношении которых проведены мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе по замещению бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом с учетом доступности использования природного газа, близости расположения к источникам природного газа и экономической целесообразности такого замещения;

7) сокращение расходов бюджетов на обеспечение энергетическими ресурсами государственных учреждений, муниципальных учреждений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также расходов бюджетов на предоставление субсидий организациям коммунального комплекса на приобретение топлива, субсидий гражданам на внесение платы за коммунальные услуги с учетом изменений объема использования энергетических ресурсов в указанных сферах;

8) увеличение объема внебюджетных средств, используемых на финансирование мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

В целом в рамках Государственной программы энергосбережения повышения энергетической эффективности в Российской Федерации на период до 2020 года планируется решение следующих задач, касательно сферы ЖКХ:

Создание нормативной правовой базы, регулирующей вопросы развития систем централизованного теплоснабжения городских округов и городских поселений на основе использования преимуществ когенерационных и тригенерационных теплоэнергетических установок;

Введение управления системами

централизованного теплоснабжения поселений через единого теплового диспетчера;

Совершенствование тарифной политики в сфере теплоснабжения, стимулирующей экономию энергетических ресурсов, в том числе переход к расчетам потребителей тепловой энергии с теплоснабжающими организациями на основе двухставочных тарифов, стимулирование потребителей к установке приборов учета;

Совершенствование налоговой политики, стимулирующей экономию энергетических ресурсов;

Повышение качества теплоснабжения, введение

показателей качества тепловой энергии, режимов теплопотребления и условий осуществления контроля их соблюдения, как со стороны

потребителей, так и со стороны энергоснабжающих организаций с установлением размера санкций за их нарушение;

Обеспечение системного подхода при оптимизации работы систем централизованного теплоснабжения путем реализации комплексных мероприятий не только в тепловых сетях (наладка, регулировка, оптимизация гидравлического режима), но и в системах теплопотребления непосредственно в зданиях (утепление строительной части зданий, проведение работ по устранению дефектов проекта и монтажа систем отопления);

Реализация типовых проектов

«Энергоэффективный город», «Энергоэффективный квартал», «Энергоэффективный дом»;

Проведение обязательных энергетических обследований теплоснабжающих организаций и организаций коммунального комплекса;

Реализация типового проекта «Эффективная

генерация», направленного на модернизацию и реконструкцию котельных, ликвидацию

неэффективно работающих котельных и передачу тепловой нагрузки на эффективную когенерацию, снижение на этой основе затрат топлива на выработку тепла;

Реализация типового проекта «Надежные сети», включающего мероприятия по модернизации и реконструкции тепловых сетей с применением новейших технологий и снижения на этой основе затрат на транспорт тепла, использованию предварительно изолированных труб высокой заводской готовности с высокими теплозащитными свойствами теплоизоляционной конструкции, герметично изолированной теплоизоляцией от увлажнения извне и с устройством системы диагностики состояния изоляции, обеспечению применения вместо сальниковых компенсаторов сильфонных, исключающих утечки теплоносителя;

Совершенствование государственного

нормирования и контроля технологических потерь в тепловых сетях при передаче тепловой энергии на основе использования современных норм проектирования тепловых сетей.

Достижение целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры планируется с учетом реализации мероприятий, предусмотренных Концепцией

федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 -2020 годы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2010 г. № 102-р.

Целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде планируется достичь также с учетом реализации мероприятий, предусмотренных Концепцией федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального

хозяйства на 2010 - 2020 годы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2010 г. № 102-р.

Важным организационным мероприятием по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в жилищном фонде является проведение добровольных и обязательных энергетических обследований объектов жилищного фонда. Однако данная сторона вопроса является наиболее проблематичной на сегодняшний день. Собственники жилья не обязаны проводить энергетическое обследование (энергоаудит). Стоимость проведения подобных работ, а также реализация данных по результатам обследования мероприятий полностью перекладывается на плечи собственников. Учитывая недобросовестность и непрозрачность деятельности Управляющих компаний для собственников жилья, а также инертность в вопросах управления самих граждан, можно констатировать, что достижение целевых показателей снижения энергопотерь будет условным. Частично эта проблема разрешается в рамках реализации программ модернизации коммунальной инфраструктуры, текущего и капитального ремонта жилищного фонда с применением энергосберегающих технологий.

В частности на сегодняшний день разработано множество различных технологических решений, позволяющих осуществлять

энергосбережение.

Коваль С. П. приводит следующий перечень мероприятий повышения энергоэффективности в ЖКХ.

Экономия топлива при производстве тепловой и электрической энергии предполагает:

Применение рекуперативных и регенеративных горелок (позволяют подогревать подаваемый в камеру горения воздух за счет утилизации тепла отводимых газов);

Автоматизация режимов горения (поддержание оптимального соотношения топливо-воздух);

Применение беспламенного объемного сжигания. Технология ИТАК;

Сжигание твердого топлива в кипящем слое;

Рекуперация тепла отводимых газов системы дымоудаления, подогрев исходной воды или приточного воздуха;

Минимизация величины продувки котла;

Надстройка действующих водогрейных или

паровых котлов газотурбинными установками;

Магнитострикционная очистка внутренних поверхностей котлов от накипи;

Устранение присосов воздуха в газоходах и обмуровках через трещины и неплотности;

Сбор и возврат конденсата в котел;

Применение экономайзеров для предварительного подогрева питательной воды в деаэраторах;

Повторное использование выпара в котлоагрегатах;

Применение пароструйных инжекторов;

Использование энергии выделяющейся при снижении давления магистрального газа для выработки электрической и тепловой энергии;

Когенерация, совместная выработка тепловой и электрической энергии;

Реконструкция котельный в мини-ТЭЦ с надстройкой ГТУ;

Тригенерация, совместная выработка

электрической, тепловой энергии, холода;

Компенсация реактивной мощности на уровне объекта.

Повышение энергоэффективности тепловых сетей предполагает реализацию следующих мероприятий:

Оптимизация сечения трубопроводов при перекладке;

Прокладка трубопроводов «труба в трубе» с пенополиуретаной изоляцией;

Замена изоляции минераловатой на

пенополиуретановую с металлическими

отражателями;

Замена металлических труб на асбоцементные;

Электрохимическая защита металлических трубопроводов;

Применение систем дистанционной диагностики состояния трубопроводов;

Применение обоснованных режимов снижения температуры теплоносителя;

Исключение подсоса грунтовых и сточных вод в подземные теплотрассы;

Установка теплосчетчиков на ЦТП;

Замена малоэффективных кожухотрубных теплообменников на ЦТП на пластинчатые. Устранение течей;

Установка частотно регулируемых приводов для поддержания оптимального давления в сетях (экономия электроэнергии 20-25% и снижение аварийности);

Закрытие малоэффективных и ненагруженных котельных;

Проведение мероприятий по оптимизации тепловых режимов здания ЦТП и вторичному использованию тепла обратной сетевой воды и вытяжной вентиляции;

Проведение мероприятий по внедрению системы энергоэффективного освещения (замена ламп накаливания на люминесцентные и светодиодные, промывка окон, окраска стен в светлые тона);

Установка регулируемых вентилей на подаче тепла на нагруженные участки теплотрасс;

Использование мобильных измерительных комплексов для диагностики состояния и подачи тепла, а так же для регулирования отпуска тепла;

Установка теплосчетчиков на входах теплоподачи зданий;

Внедрение кустовых автоматизированных комплексов диспетчеризации ЦТП;

Комплексная гидравлическая балансировка теплосетей;

Официальное принятие показателей энергоэффективности в эксплуатирующих тепловые сети организации и ЦТП;

Премирование работников осуществляющих эксплуатацию теплосетей и ЦТП с учетом показателей энергоэффективности.

Повышение энергоэффективности

электрических сетей и системы освещения предполагает реализацию следующих мероприятий:

Исключение недогруза трансформаторов (менее 30%)

Исключение перегруза трансформаторов;

Исключение перегруза длинных участков распределительных сетей;

Установка компенсаторов реактивной мощности у потребителей;

Внедрение распределенной энергетической сетки для компенсации реактивной мощности;

Исключение утечек тока на подземных магистралях;

Своевременная замена изоляторов на ЛЭП;

Повышение качества электрической энергии (применение экранирования, энергосберегающей системы FORCE);

Увеличение загрузки асинхронных двигателей (нагрузка должна быть более 50%);

Применение автоматических переключателей с соединения «треугольник» на соединение «звезда» при малонагруженных режимах;

Замена асинхронных двигателей синхронными;

Применение частотно регулируемых приводов в системах вентиляции энергообъектов сетей;

Автоматическое поддержание заданного уровня освещенности с помощью частотных регуляторов питания люминесцентных светильников;

Замена ртутных люминесцентных светильников на натриевые и металлогалогенные;

Применение светодиодных светильников в для уличного и дежурного освещения;

Применение эффективных электротехнических компонентов светильников;

Использование осветительной арматуры с отражателями;

Применение аппаратуры для зонального

отключения по уровням освещенности;

Применение автоматических выключателей для дежурного освещения;

Регулярная очистка прозрачных элементов

светильников и датчиков автоматического

отключения;

Регулярная очистка стекол в окнах в

производственных помещениях и применение светлых тонов при окраске стен;

Использование световодов для подсветки темных помещений;

Разработка энергобаланса сетей и постоянная оценка режимов электропотребления для снижения нерациональных энергозатрат;

Премирование работников осуществляющих эксплуатацию электросетей и сетевых предприятий с учетом показателей энергоэффективности.

Повышение энергоэффективности систем водоснабжения предполагает:

Сокращение использование воды на собственные нужды в водозаборных станциях;

Внедрение систем водооборота на водозаборах;

Оптимизация режимов промывки фильтров;

Применение технологии водо- воздушной промывки;

Установка на раструбные соединения ремонтных комплектов (придают раструбу высокую степень герметичности);

Использование частотно регулируемых приводов на насосах тепловых пунктов, насосных станциях;

Замена металлических труб на полиэтиленовые (сокращение потерь на поддержание избыточного давления в закодированных трубах);

Применение систем электрохимической защиты стальных трубороводов;

Внедрение современной запорно-регулирующей и предохранительной арматуры;

Применение сильфонных компенсаторов гидравлических ударов;

Санация ветхих участков водопроводных сетей;

Оптимизация работы системы водоснабжения, диспетчеризация и автоматизация управления сетями;

Установка на ответвлениях сети датчиков и регуляторов сетевого давления;

Изменение схемы централизованного ГВС из циркуляционного в циркуляционно-повысительную;

Установка счетчиков расхода воды на входах объектов водопотребления;

Установка технологических водомеров на проблемных ответвлениях;

Премирование работников осуществляющих

эксплуатацию системы водоснабжения у управляющих организаций с учетом показателей энергоэффективности.

Среди нетрадиционных способов энергосбережения в ЖКХ Коваль С.П. выделяет:

Использование тепла пластовых вод и геотермальных источников для отопления и ГВС;

Использование солнечных коллекторов для

дополнительного горячего водоснабжения и отопления зданий;

Создание системы сезонного и суточного аккумулирование тепла;

Использование пароструйных инжекторов в

качестве эффективных теплообменников при утилизации низкопотенциального тепла мятого пара;

Использование пароструйных инжекторов в замен циркуляционных насосов;

Использование тепловых насосов для отопления и

ГВС с извлечением низкопотенциального тепла из: канализационных стоков и сбросов промышленных вод; тепла подвальных помещений зданий; тепла солнечных коллекторов; теплого выхлопа вытяжной вентиляции; обратной сетевой воды системы отопления; воды моря и открытых водоемов;

Применение газогенераторных установок для замещения природного газа и теплоснабжения;

Использование шахтного метана;

Производство пелет, торфобрикетов и их использование для газогенерации и отопления;

Использование систем распределенной энергетики для организации теплоснабжения населенных пунктов;

Использование мусоросжигающих заводов в системах распределенной энергетики;

Использование тепла обратной сетевой воды для снегоплавильных установок.

Актуальным вопрос энергосбережения в ЖКХ остается и для г.Казань. В городе ведется активная работа по модернизации коммунальной инфраструктуры и имеется опыт по внедрению энергосберегающих и энергетически эффективных технологий. В частности модернизация

коммунальной инфраструктуры ведется в рамках реализации программ капитального ремонта и в рамках подготовки к Универсиаде 2013 года.

В 2010 году на территории технополиса «Химград» был реализован пилотный проект полностью энергоэффективного дома - «Грин Хаус». В рамках подготовки к Универсиаде, которая пройдет в г.Казань в 2013 году, строительство спортивных объектов ведется с применением энергосберегающих технологий, в частности применяются системы рекуперации тепла. Системы рекуперации тепла позволяют использовать тепло, образующееся в холодильных машинах ледового катка, для обогрева воды в бассейне. В приоритетах

Применение безрадиаторной системы отопления -

теплые полы, а также теплые стены - за счет принципиально новой системы утепления наружных ограждающих конструкций. Широкое применение в городе находят энергосберегающие осветительные устройства. Кроме того, Казань является

«пилотной» площадкой для реализации проекта в рамках федеральной программы -«Энергоэффективный квартал». Целью проекта является модернизация микрорайонов, кварталов и распространение новых технологий

энергоресурсосбережения на всей территории страны. В проекте участвуют 3 района -Московский, Ново-Савиновский и Приволжский районах. Здесь на примере социальных объектов и различных жилых домов опробованы самые современные технологии энергоресурсосбережения. В первую очередь в социальных учреждениях и жилых домах внедрены такие энергосберегающие технологии, как установка общедомовых приборов учета тепловой энергии, общедомовых и квартирных приборов учета горячего и холодного водоснабжения; установка приборов

автоматизированного учета энергопотребления;

внедрение энергосберегающих светильников и технологий, автоматизация включения света в подъездах; утепление чердаков, подвалов, окон и дверей подъездов, перевод отдельных домов на индивидуальный обогрев, и т. д. Так же одной из широко применяемых технологий, является система «тепловой узел», призванных экономить тепло, за счет того, что они самостоятельно оценивают погодную ситуацию - если температура окружающего воздуха опускается низко, то и оборудование к квартирам жителей подает больше теплоносителя, если температура воздуха достаточно высокая - то и тепловой узел распределяет теплоноситель так, что бы не было дополнительного перегрева и в квартирах была установлена комфортная температура.

В целом огромный опыт практического использования и внедрения технологий энергосбережения и энергоэффективности имеют такие страны как Япония, США и Европейский Союз. Этот опыт целесообразно использовать при реализации энергоэффективных проектов в ЖКХ в нашей стране с учетом региональных особенностей.

Особое значение имеет обращение к опыту работы с населением с целью формирования соответствующего энергосберегающего поведения. Энергосбережение на уровне отдельно взятого человека представляется серьезной проблемой, отличительной особенностью которой является то, что органы власти зачастую не способны показать, например, собственникам многоквартирного дома выгоду от внедрения энергосберегающих технологий, поскольку выгода весьма удалена или не всегда напрямую связана с реальными экономическими выгодами на уровне отдельно взятого потребителя. Другими словами, человек, в своих стремлениях улучшить качество своей жизни, не всегда руководствуется лишь соображениями экономии финансовых ресурсов, наоборот, когда речь идет, например, о здоровье предпочитает тратить дополнительные денежные средства для покупки питьевой воды или качественного фильтра по очистке водопроводной воды и т.д.

Анализируя проблему в комплексе, складывается впечатление, что в информационном

пространстве акцент делается на применение энергосберегающих технологий и технологий повышения энергетической эффективности. Скрытыми от внимания общественности остаются организационные и финансовые механизмы реализации мероприятий в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности в жилищнокоммунальном хозяйстве. В связи с этим целесообразно в процессе изучения зарубежного опыта внедрения энергосберегающих проектов в сфере ЖКХ сделать акцент на изучение именно этих аспектов. Кроме того, энергосбережение в ЖКХ России предполагает решение задач с учетом пространственной, отраслевой, демографической, транспортной, социально-экономической и иной специфики регионов России, а также наличия или отсутствия в регионе энергоресурсов.

Литература

1. Коваль, С.П. Энергосбережение в ЖКХ: 96 способов/ С.П. Коваль// (http://portal-energo.ru/articles/details/id/40)

2. Ибрашева, Л.Р. Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности как инструмент Стратегии устойчивого развития города (на материалах г.Казань)/ Л.Р.Ибрашева, А.М.Идиатуллина // Вестник КГТУ. -2011. -№2. -С.198-212.

3. Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 23.11. 2009. № 261-ФЗ // Российская газета - Центральный выпуск. - 2009. - №5050 (226).

4. Государственная программа энергосбережения

повышения энергетической эффективности в

Российской Федерации на период до 2020 года/ (http://www.rg.ru/2011/01/25/energosberejeme-site-dok.html).

5. На всех объектах Универсиады-2013 будут

применяться энергосберегающие технологии / (

http://www.kzn/ispolkom/news/shom/8516.htm)

6. Ильсур Метшин: «Летом в Казани появится первый энергоэффективный квартал» / (http://

7. www.kzn.ru/page9423.htm)

8. Гатиятуллина, Д.А. Энергетический маркетинг как эффективный путь к энергосбережению: теоретический аспект/ Д.А.Гатиятуллина// Вестник Казан. технол. унта. -2012. - Т.15, №4. -С.149-159.

© Л. Р. Ибрашева - канд. соц. наук, доц. каф. государственного и муниципального управления и социологии КНИТУ, [email protected].

Конечные цели энергоресурсосберегающей политики в жилищно-коммунальном хозяйстве - это снижение издержек производства и себестоимости услуг предприятий жилищно-коммунального хозяйства и соответственно смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.

Для ЖКХ в области энергоресурсосбережения необходимо акцентировать внимание на следующих направлениях:
1) экономия расходования ресурсов и снижение теплопотерь:
- тепловая изоляция, увеличение термического сопротивления ограждающих конструкций зданий;
- модернизация систем тепло- и водоснабжения;
- использование нетрадиционных источников энергии;
- учет энергоресурсов и воды;
2) регулирование потребления энергоресурсов и воды.

К основным мероприятиям первого направления можно отнести:
- дополнительную тепловую изоляцию ограждающих конструкций;
- постепенную замену ЦТП на ИТП в блочно-модульном исполнении;
- внедрение там, где это экономически целесообразно, децентрализованных источников теплоснабжения;
- снижение теплопотерь в инженерных сетях путем постепенного перехода на современные трубопроводы, в том числе на тепловые сети с пенополиуретановой изоляцией;
- оптимизацию режимов работы сетей тепло- и водоснабжения через внедрение систем автоматизированного управления и регулируемого привода насосных агрегатов, замену насосов с завышенной установленной мощностью;
- реконструкцию тепловых пунктов с применением эффективного тепломеханического оборудования (например, пластинчатых водонагревателей);
- применение в системах тепло- и водоснабжения вместо поверхностных теплообменников (бойлеров) трансзвуковых струй-но-форсуночных аппаратов, совмещающих в себе одновременно функции теплообменника и насоса и не содержащих вращающихся и трущихся частей;
- широкое использование аппаратуры контроля и диагностики состояния внутренней поверхности оборудования и систем тепло- и водоснабжения;
- применение новейших методов и технологий для очистки от отложений теплообменного оборудования, котлов, систем водоснабжения и скважин;
замену изношенной запорной арматуры и санитарно-техничес-ких устройств в квартирах и индивидуальных домах;
- перевод котельных там, где это возможно, на газовое топливо;
- оптимизацию процессов горения в топках котлов и внедрение оптимальных графиков регулирования с использованием средств автоматики и контроля, перераспределение тепловых нагрузок за счет кольцевания тепловых сетей;
- применение на котельных противодавленческих турбин, устанавливаемых параллельно дроссельному устройству, для выработки дополнительной электроэнергии;
- обеспечение режимов водоподготовки, запрет пуска в эксплуатацию котельных (как законченных новым строительством, так и после капитального ремонта оборудования), не оснащенных установками водоподготовки и не прошедших режимно-наладоч-ных испытаний в установленные сроки;
- замену и прочистку сетей с применением новых методов прочистки;
- проведение режимно-наладочных работ в тепловых сетях и системах отопления и горячего водоснабжения зданий.

Использование нетрадиционных источников энергии должно рассматриваться как одно из перспективных направлений энергоресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве, являющихся одновременно одним из аспектов решения экологических проблем.

Второе направление предусматривает обязательное применение приборов для учета и регулирования потребления энергоресурсов, которое предусмотрено Законом Российской Федерации «Об энергосбережении», Гражданским кодексом Российской Федерации, а также постановлениями Правительства Российской Федерации «О неотложных мерах но энергосбережению» № 1087 от 02.11.1995 г. и «О повышении эффективности использования энергетических ресурсов и воды предприятиями и организациями бюджетной сферы» № 832 от 08.06.1997 г.

Общая потребность субъектов Российской Федерации в приборах учета тепла и воды для оснащения всего жилищного фонда, объектов здравоохранения, образования и т. д. составляет более 130 млн. шт. Из них для учета тепловой энергии необходимо около 24 млн. теплосчетчиков, для учета горячей и холодной воды - свыше 66 млн. водосчетчиков, для учета газа - более 40 млн. счетчиков газа.

При разработке конкретной программы приборного обеспечения необходимо решить такие вопросы, как:
- выбор и оптимизация номенклатуры технических средств (приборов учета, регулирования, средств метрологического обеспечения, средств оперативного сбора и обработки информации, диспетчеризации и т.п.);
- оценка объемов потребности в технических средствах;
- определение необходимости в изменении схем тепло- и водоснабжения для осуществления приборного учета и особенно поквартирного;
- определение оптимальной очередности выполнения работ с учетом технико-экономических возможностей региона (муниципалитета).

Первоочередной является задача оснащения приборами узлов учета на границах раздела сфер ответственности между системами АО «Энерго», источниками тепло- и водоснабжения других министерств и ведомств, а также муниципальными теплоснабжающими организациями. Анализ показывает, что в большинстве случаев фактическое потребление тепла составляет 40-80% от расчетных нагрузок по отоплению и горячему водоснабжению.

К первоочередным задачам относится также оснащение приборами учета вводов в здания и помещения, занимаемые организациями бюджетной сферы. Осуществление таких мероприятий дает для бюджетных организаций и муниципальных предприятий экономию платежей за тепло и воду от 15 до 60%.

На вводах в общественные здания следует также устанавливать регуляторы давления, сокращающие до минимума избыточные напоры, которые являются причиной нерациональных расходов воды из кранов и утечек из санитарно-технической арматуры.

В числе первоочередных мероприятий необходимо отметить особо создание системы, обеспечивающей повсеместную установку и обслуживание узлов учета, а также приборов регулирования потребления тепла, воды и других энергоресурсов.

Схемы организации учета должны разрабатываться для всех уровней потребления - тепловой район, жилой микрорайон, товарищество собственников жилья, жилой дом, квартира. Во всех случаях следует стремиться к минимизации парка приборов учета и к сокращению их номенклатуры. Выбор схем учета энергоресурсов и воды, а также средств измерения для использования на узлах учета должен осуществляться их владельцем по согласованию с тепло- и водоснабжающими организациями.

Для обеспечения практической реализации проектов энергоресурсосбережения в ЖКХ необходимо создать эффективный экономический механизм, включающий в себя рыночные стимулы и четкие меры по поддержке мероприятий по энергоресурсосбережению.

1. Наиболее значимыми и быстро окупаемыми мероприятиями по повышению теплозащиты оболочки зданий являются мероприятия по снижению расхода тепла через прозрачные ограждения, особенно для реконструируемых зданий, за счет снижения коэффициента остекления, сверхнормативных трансмиссионных потерь и теплопотерь на инфильтрацию.

2. Утепление наружных стен, покрытий и перекрытий до Уровня требований СНиП П-3-79 (1998), этап II, дает меньший эффект и является рентабельным для нового строительства, а также при реконструкции крупнопанельных домов, где учитывается дополнительный эффект, связанный с эксплуатационными расходами на ремонт фасадов, стыков и т.п Для остальных зданий срок окупаемости превышает 10 лет, а для старой застройки достигает 20 лет.

3. Менее значительный эффект по утеплению оболочки здания остеклением балконов и лоджий достигается использованием обычного стекла (срок окупаемости до 9 лет); при применении специального стекла срок окупаемости возрастает до 20 лет. Однако остекление целесообразно закладывать в проект реконструкции домов, поскольку жильцы, остекляя летние площади самостоятельно, нарушают тем самым внешний вид зданий.

4. Из мероприятий, направленных на теплосбережение в инженерных системах жилых домов, наибольшую экономическую эффективность для нового строительства имеют применение механических систем вентиляции с утилизацией тепла вытяжного воздуха, в том числе и с помощью теплового насоса, на нужды горячего водоснабжения (срок окупаемости 4-6 лет), квартирный учет энергоносителей и автоматическое индивидуальное регулирование теплоотдачи отопительных приборов. Окупаемость затрат здесь следует ожидать через 1,5-2 года для реконструируемого фонда и через 5-6 лет для нового строительства. Системы отопления при реконструкции могут выполняться как по горизонтальной двухтрубной, так и по общепринятым схемам: однотрубной с нижней или верхней разводкой, а в новых зданиях - с квартирной разводкой.

5. Для газифицированных жилых домов с большой площадью квартир (старый фонд) как альтернатива центральному (от автономных котельных) может применяться местное (квартирное) отопление и горячее водоснабжение от индивидуальных газовых теплогенераторов. При необходимости отопление общих помещений в этом случае следует осуществлять электрическими приборами, в том числе аккумуляционными, работающими по вынужденному графику энергопотребления с оплатой по двухставочному тарифу.

Исходя из сказанного можно отметить, что основные пути снижения энергоресурсов - это, с одной стороны, выбор и монтаж энергоэффективных агрегатов, оборудования и систем источников тепла и воды, сетей их транспортирования потребителям (зданиям); с другой - устранение имеющихся перерасходов и сверхнормативных потерь тепла и воды путем повышения уровня и качества эксплуатации.

Первые из указанных путей энергосбережения являются средне- или долгосрочными мероприятиями со сроком окупаемости не менее 4-7 лет и многозатратными. Эти мероприятия требуют выполнения проектных и строительно-монтажных работ, для чего необходимы значительные денежные затраты за счет банковских кредитов и инвестиций. Сроки окупаемости этих затрат, включая возврат кредитов с процентами, выходят за временные рамки реформы ЖКХ.
Вторые из путей энергосбережения являются краткосрочными с реализацией и получением экономического эффекта в течение 1-2 лет. Они могут быть малозатратными и даже беззатратными, если эффект достигается лишь путем изменения режимов или регламентов технологических процессов. Эти мероприятия по существу включают в основном работы по повышению уровня и качества эксплуатации действующих систем тепловодоснабже-ния объектов ЖКХ.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта